Башня Грифонов в «Квартале Аптекарей» на Васильевском острове - одно из удивительных мест Петербурга. Удивительность этого места заключается в его… неразгаданности. А неразгаданность придает ему мистический ореол, атмосферу пугающей таинственности, что создает почву для бесконечных домыслов и легенд.
Речь пойдет о Башне Грифонов (ее также называют Цифровой Башней и даже Башней Одинокого Оптимиста), являющейся частью старинной Аптеки Пеля и сыновей. Она расположена во дворе аптеки на 7-й линии Васильевского острова. Высота строения примерно 11 метров, диаметр – около 2 метров, и оно не имеет окон и дверей. Вершина башни покрыта жестяной крышей. А кирпичи, из которых состоит Башня, почти все пронумерованы.
Эта странная Башня стала центром стольких необыкновенных историй, что теперь сложно разобраться, какие из них основываются на подлинно исторических фактах, а какие можно отнести лишь к слухам и ловким выдумкам, понравившимся петербуржцам и гостям города.
Безусловно, интересно было бы выяснить происхождение всевозможных слухов, которыми обросла Башня. Но ради этого нелегкого дела придется исследовать немало исторических документов, сопоставить множество фактов - в общем, провести целое расследование.
Пока же хотелось бы узнать, что из себя представляет это загадочное место: где место истории, а где - вымыслу. Давайте зададимся вопросом, почему Башня Грифонов продолжает будоражить воображение людей, привлекая к себе всеобщее внимание.
Историческая справка
История здания аптеки началась в 1730-х годах. С самого своего «рождения» строение являлось аптекой, в нем также располагались мастерские по изготовлению лекарств и доходный дом, комнаты и квартиры которого сдавались в наём. Стоит отметить, что здание находилось и находится в так называемом Квартале аптекарей, границы которого проходят по 7-ой линии Васильевского острова, Днепровскому и Академическому переулкам. Это и по сей день один из самых тихих и скрытых от посторонних глаз уголков Петербурга. Аптеку Пеля можно назвать своеобразным центром этого мистического Квартала.
В чем же мистика Квартала аптекарей?
Другой пример. В 1893 году в комнате сестер Невзоровых Владимир Ульянов выступал с докладом на собрании петербургских марксистов. Как сложилась дальнейшая жизнь и партийная политическая карьера этого человека в России известна всем от мала до велика.
Рассказывают, что когда-то бедный студент, Михаил Колчанов, снимавший квартиру в Квартале аптекарей в 1885 году, был влюблен в девушку Полину Гвоздеву, дочь лавочника. Красавица Полина отвергла любовь студента, так как он был очень беден. Спустя некоторое время девушка узнала, что ее давний поклонник внезапно разбогател. Письма с признаниями в любви Полине не помогли – у Михаила Колчанова, на тот момент, уже была новая «дама сердца». А внезапное его богатство было связано с доставшимся от ранее неизвестного ему родственника наследством.
Рассказывают и легенду о маленьком мальчике Петре, который в 1906 году остался сиротой и бродяжничал по аптекарскому району. Его мать умерла от побоев пьющего отца, а самого «главу семейства» задавило телегой. Сирота всячески избегал приюта и перебивался, чем мог. Он мечтал о тепле, доме, настоящем образовании. Однажды, когда мальчик замерзал в одном из дворов аптекарского района, к нему подошел богатый господин и забрал к себе жить. У господина и его жены не было детей, и они усыновили мальчика. Все, что маленький Пётр загадал в тот вечер во дворе аптеки Пеля, сбылось.
Подобных легенд довольно много. Люди связывают необыкновенные повороты человеческих судеб с благотворным влиянием Квартала аптекарей, а особенно – одного из дворов этого района, того самого, где расположена Башня Грифонов. Считается, что она является сохранившейся частью трубы химической лаборатории Пеля, в которой он проводил свои алхимические опыты (да-да, это днем Вильгельм Пель занимался своей аптекой, по ночам же он становился одержимым поиском эликсира вечной жизни). Поговоривают, в своей лаборатории Пель создавал средство, способное превращать ртуть в золото. И ему это, якобы, удалось! Также ходят легенды о том, что он нашел формулу счастья (или формулу исполнения желаний), которую до сих пор охраняют созданные им же крылатые чудовища – грифоны. Они-то, мол, и живут в Башне, дав ей современное название.
Грифоны боятся солнечного света, поэтому днем прячутся в башне, а по ночам, невидимые, летают над городом, бросая свои тени на дома загадочного Квартала аптекарей и вызывая ужас у свидетелей своих полетов. Эти сильные, грозные и верные существа бережно охраняют секретную лабораторию Пеля от непосвященных, которые могут навредить человечеству, обретя столь опасное знание.
Самое загадочное состоит в том, что цифры на кирпичах башни постоянно меняются, они то появляются, то исчезают. Говорят, что в определенные моменты цифры выстраиваются в тот самый код счастья (или код Вселенной). И если человек окажется перед башней в счастливый момент, его желание сбудется. Однако нужно быть аккуратными со своими желаниями. Ведь они могут сбыться. Кроме того, тот, кто придет к Башне со злыми намерениями, пожалеет о своих мечтах. Ведь код счастья влияет только на судьбу того, кто просит.
Вот что рассказывают об этом таинственном месте.
Откуда берутся цифры?
Так уцелевшая часть трубы лаборатории Пеля превратилась в арт-объект под названием «Памятник Яйцу». На это действо художника вдохновило сочетание Дня Солидарности Трудящихся и Православной Пасхи. Установка яйца как бы демонстрировало единение рабочих, художников и религиозных деятелей в тот день. А нумерация кирпичей на Башне – дань традиции художника ставить «инвентаризационные» номера на каждом объекте, который ему бы хотелось сохранить, и который не внесен в официальный реестр.
Яйцо неоднократно сбрасывали, но поклонники памятника восстанавливали его, пока оно не исчезло окончательно. А 13 июня 2007 года было получено разрешение от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры на восстановление «Цифровой башни».
Новая история не заставила себя ждать
25-го мая 2009 года Алексей Кострома со своими коллегами продолжал реставрацию Башни, находясь в расположенной рядом с Башней мастерской. Готовилось открытие Цифровой Башни после длительной реставрации. Около полудня в мастерскую ворвалась его бывшая жена, которая стала в упор расстреливать его из травматического пистолета, затем несколько раз ударила ножом и травмировала его электрошокером. Художник выжил, но ему пришлось перенести операцию. А причиной нападения женщины стала ревность – через три дня Алексей должен был жениться. Сама женщина заявила, что ничего не помнит, так как находилась в состоянии шока.
Это уже вполне реальная история. Конечно, можно подумать, что такое могло случиться с каждым. Но непроизвольно возникает мысль, что происшествие связано с мистической репутацией загадочной лаборатории Пеля.
Как бы там ни было, многие слухи и легенды можно опровергнуть, многие факты интерпретировать скептически, но до сих пор остается загадкой, кто же регулярно обновляет цифры на Башне Грифонов. Опять-таки говорят, что один молодой человек, желавший разгадать эту тайну, выследил ночью пожилую женщину с ведром краски и кисточкой в руках, которая стала вырисовывать цифры. Но на расспросы о логике выстраивания цифр в ряды старушка ничего связного не ответила и, вообще, вела себя неадекватно.
Загадки остаются загадками, легенды - легендами, а вот некоторые факты вызывают смешанные чувства. Но одно очевидно: во двор, где расположена таинственная Башня, приходят люди, которые верят, что их желания исполнятся. Здесь сосредотачиваются людские надежды. От этого интереснейшего петербургского места веет силой и философским величием, поэтому сюда приходят снова и снова. А истории, связанные с Кварталом аптекарей, стали неотъемлемой частью Петербурга, города, полного загадок и тайн.