Рождество Христово
В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.
Придя на землю, Христос не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища — Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.
Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Архангел Гавриил возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).
Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.
Волхвы (так первоначально называли трёх мудрецов, которые, следуя за Вифлеемской звездой, явились с дарами к новорожденному Христу. Эти три гостя именовались сначала волхвами (магами), затем - мудрецами и, наконец, - царями.) принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы — дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария.
Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (святая Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки — святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
Впервые о праздновании Рождества Христова на Востоке упоминается у Климента Александрийского (III в.). В те времена Крещение и Рождество на Востоке праздновались в один день 6 января под общим названием «Богоявления». На Западе же Рождество справляли 25 декабря. С IV века Рождество на Востоке стали отмечать 25 декабря и отделили праздник Рождества Христова от Крещения.
В древности считалось, что датой Рождества Христова является 25 декабря (7 января).
Каким образом первохристиане пришли к этой дате? Они считали Христа, как Сына Человеческого, «вторым Адамом». В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения рода человеческого, то второй стал Искупителем людей и источником их спасения. При этом Древняя Церковь пришла к мнению, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый человек - Адам. То есть на седьмой день первого месяца в году. Многие святые отцы – Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст – считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря. То, что Христос пробыл на земле от момента зачатия до распятия полное число лет, как число совершенное, было основано на внимательном изучении Евангелия. Итак, Рождество Иисуса Христа приоткрывает перед нами одну из величайших тайн мироздания.
Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников. Католики - Западная Европа, Северная и Южная Америка, Австралия, страны Африки и Азии - отмечают его 25 декабря. Это государственный праздник в 145 странах мира.
Содержанием его является легенда о рождении Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Это самый торжественный в католицизме праздник с тремя церковными богослужениями, совершаемыми в полночь, на рассвете и днем (то есть в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующих). Церковь учит, что рождение Христа открыло возможность для спасения души и вечной жизни для каждого верующего.
Празднование Рождества Христова начинается с восходом первой вечерней зари, которая возвестила всему миру о времени рождения Сына Божьего. С появлением такой зари у православных верующих заканчивается пост и начинается рождественский сочельник. Перед иконами зажигают свечи, молятся Богу и всей семьей ужинают.
Истоки празднования Рождества - в древних дохристианских культах: в эти дни зимнего солнцеворота на Древнем Востоке и в Римской империи праздновался день ождения "Непобедимого солнца" - иранского бога Митры. Христианский праздник соединился с зимним аграрным праздником в честь солнца и близкого пробуждения природы.
В католических костелах с XIII в. устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены из легенды о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны - макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные - бык и осел.
Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами, эти народные представления позже переместились на площади.
К середине четвертого века мечта сделать Рождество общеправославным, великим праздником стала насущной для всей Церкви. Многим отцам церкви хотелось, чтобы Рождество получило должное внимание. В то время существовали мнения, которые навязывали идею, что Бог не принимал человеческого образа, что Христос пришел в мир не во плоти и крови, а, подобно трем ангелам у Мамврийского дуба, был соткан из иных, высших энергий. И тогда православные окончательно поняли, как мало они до сих пор уделяли внимания Рождеству Христову.
Подобное положение далеко не всех устраивало в Православной Церкви, поэтому за Римом в этом отношении последовали и все восточные церкви. При этом замечательно, что из восточных церквей на праздник этот впервые произносят проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии. Относительно святого Златоуста из его же бесед мы узнаем не только то, что именно он ввел в Антиохии этот праздник и притом по примеру запада, но с какой постепенностью и осторожностью делалось это нововведение. 20 декабря 388 года святой Иоанн Златоуст в своей речи попросил верующих приуготовиться к празднованию Рождества Христова - 25 декабря. Святой рассказал, что на Западе Рождество уже давно празднуется, пора и всему православному миру перенять этот добрый обычай.
Речь Иоанна помогла убедить колеблющихся, спорящих и возражавших против нововведения. Народ всей душой принял установление праздника, и в последущие полвека Рождество восторжествовало повсеместно в христианском мире. В Иерусалиме, например, в этот день вся община во главе с епископом отправлялась в Вифлеем, ночью молилась в пещере, а утром возвращалась праздновать Рождество домой. Торжества продолжались восемь дней.
Впоследствии предание, конечно римского происхождения, разукрасило эти действительные факты в пользу Рима и представило историю перенесения праздника с запада на восток в следующем связном виде. Кирилл или Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: "Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан" и просил исследовать и определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви - празднование Рождества 25 декабря.
В V веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.
В XX веке под влиянием Константинопольского Патриархата по Григорианскому календарю стали праздновать Рождество Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта.
Сегодня вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. По словам покойного Иерусалимского Патриарха Диодора, «старостильники» по численности составляют 4/5 от общего числа православных.
Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами, постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.
Рождество, как и Новый Год, богато традициями, обычаями, символами. Непременными атрибутами рождественского торжества являются: рождественский венок (символ света, который придет в мир с рождением Христа), колокольчики (они нужны для изгнания злого духа), рождественские свечи (с их помощью изгоняются силы тьмы и холода), а также рождественские открытки.
На Рождество принято дарить конфеты или какие-нибудь полезные вещицы. А девушки могут устроить гадания под Рождество. Также необходимо посетить в этот день семьи ваших родных и друзей, где есть маленькие дети. Это их праздник. К сожалению, одна из главных традиций Рождества – колядки – изживает себя, но сегодня еще можно встретить (чаще в сельской местности) поющих Рождественский гимн детишек, которые воспевают Рождение Христа. За это взрослые должны отблагодарить колядующих угощениями.
Рождественские мифы и легенды
Рождественская ночь, по количеству связанных с ней народных легенд, может соперничать разве что с Хэллоуином.
Одно из самых распространенных поверий гласит, что накануне Рождества домашний скот благоговейно опускается в стойле на колени, обретая в тот же момент дар речи. Согласно другой версии, временную способность разговаривать получают только кошки или собаки. Но горе тому человеку, который будет прислушиваться к их болтовне – результат такого любопытства может быть летальным!
Доказательством служит такая притча.
В старину одна скупая женщина держала у себя собаку и кошку, которые сидели у нее, что называется, на воде и хлебе. Однажды под Рождество она услышала, как животные беседуют между собой. Собака говорила кошке, что вскоре судьба избавит их от жадной карги: вечером в дом заберутся грабители, хозяйка в испуге закричит и получит по голове тяжелым предметом. Кошка заметила, что она лично рыдать не станет. Хозяйку подслушанная информация ввергла в панику – она открыла дверь, чтобы бежать к соседям, и на пороге встретила грабителя, который, как и предсказывал пес, проломил ей голову.
Вот еще несколько поверий, связанных с животными. На севере Англии некоторые крестьяне считали, что пчелы в это время собирались в рой, чтобы спеть или, вернее, прожужжать рождественский гимн. Зато собаке выступать в эту ночь лучше не надо: согласно одной из примет, псы, воющие накануне Рождества, заболеют бешенством еще до того, как год закончится.
Существуют и легенды, которые касаются запрета на работу. Как известно, в рождественские дни трудиться строго воспрещено (можно выполнять лишь жизненно необходимую работу, например, кормить скот, чтоб не подох). Те, кто пренебрегает этим правилом, обычно бывают наказаны, как это случилось с одним бретонским кузнецом. Он продолжал вкалывать даже после того, как прозвенел церковный колокол, призывающий верующих на праздничную службу. Вскоре в кузницу пришел высокий сутулый человек и сказал, что у него проблемы с косой – какой-то что ли гвоздик от нее отлетел, или типа того. Кузнец, желая услужить клиенту, косу починил, после чего тот посоветовал мастеру отправиться на исповедь, поскольку он только что закончил последнюю в своей жизни работу. Утром кузнец помер, что неудивительно – ведь накануне он отремонтировал косу для самой Смерти.
Тех, кто появился на свет в Рождество, напротив, ждет счастливая судьба и удача. Привидения и прочие злые духи не в силах причинить им вред. Кроме того, таким людям не суждено утонуть или быть повешенными, поэтому в старину их нередко привлекала карьера пирата.
Рождество, как и канун Дня Всех Святых – это время, когда нечисть ведет себя довольно активно (вспомните хоть гоголевские рассказы о кузнеце Вакуле и черте).
В Скандинавии простой народ привык верить, что на Святки лучше из дома носу не высовывать – как бы чего не вышло, ведь повсюду на воле бродят разного сорта потусторонние сущности. Шведы считают, что в Сочельник тролли устраивают бал с танцами и прочими развлечениями. Компанию им составляют ведьмы, которые слетаются на шабаш, сидя на волках или метлах. Всю ночь с горы доносятся звуки безудержного веселья – там пляшут, поют, нетрезво орут и дебоширят. Приличные люди же сидят дома, дожидаясь, пока крик петуха не даст им понять, что опасность миновала.
Также существует поверье, что рождественская ночь – это время, когда духи умерших приходят навестить живых родичей, которые их, с одной стороны, и рады бы видеть, но, в то же время, опасаются. Как-никак – нежить, и лучше ее не гневить. Поэтому, когда рождественские торжества заканчиваются и все расходятся на покой, гостиную оставляют чисто прибранной и празднично украшенной, огонь – горящим, свечи – зажженными, а стол – накрытым для торжественной трапезы (кстати, на нем обязательно должен стоять кувшин эля). Некоторые настолько горят желанием угодить предкам, что даже готовят для них теплую ванну – чтоб те смыли с себя перед едой кладбищенскую грязь. Иногда, прежде чем лечь спать, живые протирают стулья чистым белым полотенцем. Утром они повторяют этот ритуал и, если на ткани остаются следы земли, делают вывод о том, что ночью в доме ужинали жители могил.
А еще в одной из областей Норвегии бытует мнение, что древние боги сходятся в сочельник для жестокой схватки с христианами, поэтому последним (правильно!) лучше отсидеться в помещении. Тем более что разборка сопровождается ужасными порывами ветра и громовыми криками, как вроде бы было уже однажды – в позапрошлом веке.
Так что веселитесь, но проявляйте осторожность. И на всякий случай не работайте, даже если очень хочется. Потерпите как-нибудь.
по материалам Интернета