Согласно старинной корнуольской легенде, русалка влюбилась в мелодичный голос Мэтью Трюэллы, певчего церкви в Зенноре, и заманила его в морскую пучину, где они поженились и нарожали уйму детей. Хотя многие сказки про русалок — на самом деле просто фольклор, но на ответ существуют ли русалки в жизни, есть и другие истории, от которых невозможно отмахаться с такой легкостью.
8 сентября 1890 года газета The Tines напечатала письмо учителя Вильяма Манро. Однажды летним днем 1797 года он шел по Кейтнесскому побережью в сторону Сендсайд Хеда в Северной Шотландии, как вдруг:
<…мое внимание привлекла фигура, напоминавшая обнаженную женщину; на сидела на выступающей из моря скале и расчесывала свои светло-коричневые волосы, рассыпавшиеся по лечам. У нее был круглый лоб, пухлое лицо, румяные щеки, обычные, как всех людей рот и губы. Зубов я не идел, поскольку рот был закрыт. Грудь, живот, руки и пальцы как у нормального взрослого человека; судя о тому, чем русалка занималась, перепонок на пальцах у нее не было, хотя за это я не поручусь. После того как я увидел ее, она просидела на скале еще 3-4 минуты, расчесывая свои волосы, длинные и густые, которыми она, похоже, гордилась, а потом нырнула в море и больше уже не показывалась. Я прекрасно рассмотрел ее, поскольку стоял близко и прямо над той скалой, где она сидела, а солнце светило ярко…».
Русалки и их образ обычно принимают за тюленя или морскую корову, но такое объяснение не кажется удовлетворительным, когда высокообразованный свидетель подробно описывает человекообразное существо. Циники же могут предположить, что Манро просто встретился с женщиной, мечтавшей насладиться купанием обнаженной, — и как знать, не окажутся ли эти циники правы! Но и такое толкование не проливает свет на торию русалки из Бенбекьюлы.
Русалка с ламантином. Некоторые до сих пор считают, что за русалок принимают ламантинов.
Как пишет во втором томе своего трактата Carmina Gadelica (1900) Алек-шдр Кармайкл, примерно в 1830 году Сгейр на духад в Гримнисе на острове Бенбекьюла на Гебридах жители собирали морские водоросли, и вдруг в воде недалеко от берега затеяло игры «диковинное женоподобное существо, после неудачных попыток поймать странную девушку-русалку, мальчишка запустил в нее камнем, который со всего маху ударил ее по спине. Существо скрылось в волнах, но несколькими днями позже его труп выбросило на берег в трех километрах от этого места, в Куиле в Нантоне.
Если верить сделанному Кармайклом описанию, верхняя половина туловища этого существа напоминала телонормально сложенного 3—4-летнего ребенка, но с огромной грудью. Нижняя половина тела формой напоминала лосося, но без чешуи. У существа была мягкая, белая и нежная кожа и длинные черные блестящие волосы. Стоит ли удивляться, что поглазеть на диковинку и даже потрогать ее стекались толпы народа, и все уходили с твердым убеждением, что она и есть настоящая русалка. Она настолько была похожа на человека, что Дункан Шоу, управляющий Клэнренелдом, местный шериф и судья, приказал сделать гроб и сшить саван. Если бы речь шла о мертвом тюлене или ките, то с трудом верится, что кормящиеся морем и знающие его обитателей как свои пять пальцев жители Бенбекьюлы могли принять животное за русалку и устроить похороны.
Так выглядит русалка на барельефе примерно 1800 года.
В 1981 году канадские ученые доктор Вальдемар Лен и И. Шредер объявили описанные в средневековых скандинавских рукописях встречи с водяными оптическим обманом- сильно искажённым мощной неравномерной атмосферной рефракцией изображением обычных морских млекопитающих. Это может быть справедливо, хотя обычно оптические обманы не обряжают в саван и не хоронят в гробу.
В 1960 году член Королевского общества, британский профессор сэр Алистер Гарди высказал предположение: люди произошли не от двуногих живущих на деревьях приматов, а от похожих на обезьян обитателей моря. Элайн Морган развила новаторскую гипотезу в книге «Водная обезьяна» и других публикациях, но в научном мире ее не признали. Тем не менее эта теория в состоянии весьма оригинально объяснить многовековую загадку.
Даже если Homo sapiens произошел не от водяного, что если на генеалогическом дереве человека имелась еще одна, водная, ветвь, и этот вид жил и эволюционировал параллельно со своими наземными собратьями? Как бы выглядели эти существа сегодня? Возможно, мы это прекрасно знаем; возможно, у нас есть имя для них — водяные.