Пророчества юродивых[1]
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона дает следующее определение: "Юродиевые — люди, принимавшие на себя из любви к Богу и ближним один из подвигов христианского благочестия — юродство во Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жизни земной, от выгод жизни общественной, от родства самого близкого и кровного, но принимали на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего иногда соблазнительные действия.
Эти сподвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильных мира сего и утешали людей благочестивых и богобоязненных". Таким образом, юродиевые не были безумны в обычном понимании, но принимали соответствующий вид и под личиною юродства совершали такие гражданские подвиги, на которые не решались люди обыкновенные из страха перед сильными мира сего или из житейских расчетов.Большинство юродиевых Востока и Руси были иноки. Как правило, они с ранних лет посвящали себя служению Богу, много молились, отрекались от всех земных привязанностей, покидали родительский кров, родных, изнуряли свое тело наготою, томили себя голодом и жаждой, скитались, не имея пристанища, а ночи проводили не столько в отдыхе, сколько в молитве. "Увлекаемые непреклонною силою воли ко внутренним и внешним подвигам, эти неусыпные стражи спасения старались достигнуть такого состояния, чтобы ни во внутренней, ни во внешней своей природе ничего не слышать, никаких движений не ощущать, кроме одной мысли о Боге" (Ковалевский И. Юродство во Христе. М., 1895. С. 13).
Такой образ жизни, психический настрой приводили к тому, что у некоторых юродиевых проявлялся пророческий дар. В жизнеописаниях юродиевых имеются ясные указания на то, что некоторые из них обладали способностью предсказывать будущее.
Предсказания нередко облекались в своеобразную форму. Зная, что люди обращают внимание на внешнее и, чем оно страннее, тем больше привлекает к себе внимание, юродиевые, желая предостеречь от беды, совершали какой-нибудь странный поступок, приводивший всех в недоумение, а когда их спрашивали объяснение, юродиевые раскрывали внутренний глубокий смысл поступка.
Св.Симеон. Родился около 522 года н.э. в городе Эдесе в богатой семье. Прожив 30 лет в доме родителей, он отправился в Иерусалим поклониться "честному древу крестному". В 582 году в возрасте 60 лет принял на себя подвиг юродства. Преподобный Симеон предвидел и предсказывал будущее. Так Симеон предсказал страшное землетрясение, случившееся в царствие Юстиниана (483—565 гг.): Однажды он пред наступлением землетрясения взял где-то ременный кнут и, обходя город, ударял им каменные столпы, на которых утверждались здания. Ударяя одни, он говорил: стойте крепко, Господь повелевает вам. Ударяя другие, он говорил: вы падете. Подойдя к одному столбу, он сказал: а ты ни стой, ни пади. Когда произошло землетрясение, все те столпы, которым Симеон велел стоять, остались целыми, а те, коим велел упасть, сокрушились вместе со зданиями. Наконец, тот столп, которому Симеон сказал: ты ни стой, ни пади, расселся надвое сверху донизу и несколько наклонился в сторону, но не пал, а стоял... Подобно сему пред наступлением моровой язвы, Симеон заходил в городское училище и, целуя некоторых из детей, говорил им: идите, дорогие мои! Идите, хорошие мои! Потом, обращаясь к учителю, говорил ему: Господа ради, не бей тех детей, которых я целую; потому что они идут в далекий путь... Но вот наступила моровая язва, и ни один из тех учеников, которых целовал святой, не остался в живых" (Жизнь преподобных отцов наших: Симеона, Христа ради юродиевого, и Иоанна, спостника его. М., 1866. С. 46-48).
Прокопий. Умер в 1303 году. Иностранный купец, торговал в Новгороде. Говорят, что он предсказал 3-х летней Марии, что у нее родится сын — Стефан Пермский, создатель коми-пермяцкой азбуки, просветитель, первый святой, канонизированный русской православной церковью. В замечательном памятнике древнерусской литературы "Четьи Минеях" рассказывается, что Прокопий увидел 3-летнюю отроковицу Марию, поклонился ей до земли, сказав: "Се грядет матерь великого Стефана епископа учителя Пермского".
Михаил Клопский. XV век. Известно, что он предвидел падение Новгорода, предсказал рождение царя Ивана Грозного. Однажды преподобный Михаил был в обители Святителя Николая в Вяжицах, туда же прибыл и архиепископ Евфимий, основатель Вяжицкого монастыря. Неожиданно блаженный Михаил очутился на колокольне и зазвонил во все колокола. "Что это значит?" — спрашивал народ. "Ныне в Москве радость, — говорил, юродствуя, Михаил. — У Великого князя родился сын Тимофей, он же и Иван. Да и какой сын! Той будет всему русскому царству наследник, и всем окрестным странам страшен будет, и сего вашего Новгорода обладателем будет, и гордыню вашу упразднит, и в свою волю вас приведет, все ваше самовластие разрушит". 22 января 1440 года родился князь Иван Васильевич, будущий царь Иван Грозный, человек с железной волей, покоривший Новгород в 1471 году.
Василий Блаженный. XVI век, Москва. "В 1521 году при царе Василии Иоанновиче в одну ночь блаженный пришел к кремлевскому Большому Успенскому собору и, став против дверей его, долго молился со слезами вместе с некоторыми благочестивыми людьми об избавлении Москвы от грозящей опасности. Вдруг все они с ужасом услышали большой шум: двери соборные отворились, раздался в соборе голос, обличавший Москву в беззакониях, чудотворный образ Владимирской Божией Матери двинулся с места, и послышались слова: "Икона со святителями хочет удалиться из града". В это же время во всем соборе показался огонь, и его пламя, выбивавшееся из окон и дверей собора, ярко осветило соседние храмы. Узнав об этом видении, Москва с тревогой ожидала какой-нибудь беды. И беда не заставила себя долго ждать: в том же году татарский хан Магомет-Гирей неожиданно подступил к Москве, выжег ее окрестности и привел ее в ужас; — столица готовилась к гибели и только Божия помощь спасла ее: устрашенный чудесным видением, хан отступил от Москвы. В 1547 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном, июня 20, блаженный Василий пришел в Воздвиженский монастырь (ныне Воздвижения на Воздвиженке) и стал здесь горько плакать. Никто не понял в этот день, о чем плакал блаженный, но зато на следующий день причина слез объяснилась: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь, огонь, усиливаемый бурей, распространился на соседние здания. Вскоре вспыхнул Кремль, Китай-город и Большой Посад; вся средняя часть Москвы сделалась жертвою огня; царские палаты, соборы, церкви приходские и монастырские со всею казною и сокровищами — все сгорело. О спасении их нечего было и думать, когда от огня железо рдело, как в горниле, и расплавленная медь текла по земле, как вода. Одних взрослых (не считая младенцев) сгорело тогда 1700 человек. Вот какое страшное бедствие оплакивал накануне блаженный" (Кузнецов И. Московский Покровский и Василия Блаженного собор. М., 1914. С. 45-47).
Василий Блаженный предсказал и наследника царя. Как известно, после Ивана Грозного на трон должен был взойти его старший сын Иоанн. Когда Василий Блаженный умирал, царь вместе с обоими сыновьями и дочерью Анастасией пришел проститься и просить его помолиться за них. На смертном одре блаженный неожиданно обратился к младшему сыну царя Федору и ему, а вовсе не старшему, предрек принять царство. Так и случилось, хотя в тот момент ничто не предвещало сыноубийства. Когда трон опустел, на него вступил младший — Федор.
Пелагея. Жила в Серафимо-Дивеевском монастыре, умерла в 1884 году. Лишенная, по-видимому, разума, она имела дар предрекать будущее, врачевать недуги словом или прикосновением.
[1] Сейчас в обществе существует рост интереса к восточным традициям. Интерес к Йоге и связанному с ней аскетизму. Чем же отличались от йогов русские юродивые. Тот же аскетизм, те же молитвенные медитации, тот же путь к прояснению сознания, к обретению необычных способностей. Но это была русская самобытная культура. Её обретение усложнено северными климатическими условиями. Пласт этой культуры до сих пор не исследован, не систематизирован. К великому сожалению. (Прим. автора).