В США максимальное время, на которое можно прикрыть рот тем, кто слишком много знает, – 40 лет. Срок вполне достаточный, чтобы помер либо секрет, либо его носитель. Но некоторым удается по истечении срока секретности кое-что рассказать. Недавно пять американцев получили наконец возможность поведать о том, что они делали на одном из самых секретных на нашей планете объектов – в загадочной Зоне 51.
Наговорили они немного. Но хоть что-тоЗона 51 – чуть ли не самая известная секретная военная база в мире. До недавнего времени ее не было на картах, она не упоминалась в справочниках, над ней не летали гражданские самолеты. Правительство США категорически отрицало сам факт ее существования, а на вопросы, зачем понадобилось отгораживать расположенную в пустыне Невада в 150 км от веселого Лас-Вегаса огромную территорию несколькими рядами колючей проволоки и охранять ее пуще президента, отвечали, что там зона радиоактивного заражения.
Вполне закономерно Зона 51 стала излюбленной темой конспирологов. Только в Рунете на нее 18 млн страниц ссылок. Уфологи утверждали, что Пентагон изучает там летающие тарелки и хранит в морозильниках трупы инопланетян. Легенды гласили, что Зона соединяется с другими секретными объектами по всей стране подземными тоннелями, по которым курсируют поезда. Социологи выяснили: около 7% американцев сомневаются в том, что астронавты США высаживались на Луну, и считают, что все это было снято в огромных ангарах 51-й.
Только 14 июля 2003 года, после того как СМИ показали спутниковые снимки Зоны и дальнейшее запирательство стало бессмысленным, правительство США признало, что, да, есть в Неваде нечто, но вот что – сказать нельзя. Всех, кто пытается проникнуть на территорию (а таких немало), охранники перехватывают на подходе к объекту. По тем, кто пролез-таки за проволоку, разрешено открывать огонь на поражение, о чем написано на предупреждающих щитах. Но, насколько нам известно, пока случаев гибели «сталкеров» зафиксировано не было, а нарушители, которых все равно вылавливают вооруженные винтовками М-15 патрульные на серых пикапах Ford F-150 и Chevy 2500 либо просто на вертолетах, отделываются штрафом в $ 600. Когда общественность потребовала показать ей документы, касающиеся Зоны, срок секретности которых истек, то же правительство США сообщило, что документы утеряны.
Но если документы можно «потерять», с людьми поступить так же проблематично. У них оканчивается срок «подписки», и они начинают говорить. Весной такая возможность появилась у пяти ветеранов ВВС США.
90-летний Эдвард Ловик, секретный физик
30 лет занимался разработкой сверхсекретной авиатехники, включая U-2, A-12 OXCART и F-117. С 1955 года пилоты ЦРУ летали на самолетахшпионах U-2 над Зоной 51, отрабатывая приемы сбора разведсведений о ядерных испытаниях. – Это место не всегда было Зоной 51. Наш начальник, легендарный авиаконструктор Клэренс Джонсон, называл его «Райской фермой». Так ему было легче заманить людей в пустыню и вынудить их оставить семьи во имя науки и борьбы против дьявольской империи, какой мы считали СССР. Нашел это место летчик-испытатель Тони Левье. Эту территорию, носившую название Грум-лейк, и выбрали для испытаний, поскольку была она совершенно плоской и располагалась на большом удалении от цивилизации. Началось все с испытаний высотного самолета-разведчика U-2. Когда в 1960 году над Свердловском сбили Фрэнсиса Гэри Пауэрса, программа U-2 утратила секретность. Но в то время Ловик и еще 200 ученых, инженеров и пилотов под патронатом ЦРУ уже работали в Зоне 51 над новой сверхвысотной и суперскоростной машиной – Lockheed A-12 OXCART – первым самолетом, невидимым для радаров.
87-летний полковник Хью Слэйтер командовал базой Зоны 51 в 1960-х годах
Полковник был одним из шести пилотовиспытателей, летавших на OXCART. 84 боевых вылета в годы Второй мировой войны. – Я попал в Зону 51 после работы над секретным проектом ЦРУ «Эскадрон черных котов», в рамках которого мы летали на U-2 над закрытыми территориями Китая. После этого мне сказали: «Вам надо прибыть в Неваду и приступить к работе над одним интересным проектом». Когда я узнал про самолет OXCART, способный превзойти скорость звука в три раза, меня это чертовски заинтриговало! Я спросил жену, готова ли она переехать в Лас-Вегас, и она согласилась. Даже тот факт, что она видела бы меня только по выходным, ее не испугал. Сегодня, прожив 63 года вместе, эта пара почти никогда не разлучается. – Еще год назад мы ничего не могли об этом рассказать. А теперь нам не терпится поскорее поделиться с вами.
80-летний Кеннет Коллинз, кавалер «Серебряной звезды», был летчиком-испытателем ЦРУ
24 мая 1963 года Коллинз вылетел из воздушного пространства Зоны 51 на сверхсекретном самолете-шпионе OXCART. Он летел над штатом Юта, когда самолет клюнул носом, перевернулся и начал терять высоту. Пилот катапультировался и приземлился в поросшем бурьяном поле. – Ко мне подъехали трое парней в пикапе. В кузове я заметил части обшивки моего самолета. Они предложили подвезти меня к месту, где он упал. До того момента ни один гражданский человек без наивысшего уровня допуска не видел этого самолета. Я им посоветовал не приближаться к нему, потому что у него на борту было ядерное оружие.
Эта версия хорошо попадала в тему «холодной войны», очень актуальной на тот момент, поскольку в Неваде проводилось большое количество ядерных испытаний. Испугавшись, парни отвезли Коллинза к ближайшему посту дорожного патруля. ЦРУ потом выдало инцидент за крушение обычного военного самолета F-105, и эта версия до сих пор фигурирует в официальных записях и архивах. Коллинз подвергся в ЦРУ допросу с пристрастием с применением «сыворотки правды»: – Они хотели проверить, не утаил ли я что-нибудь, рассказывая о событиях, связанных с крушением.
Вкололи пентотал натрия и только после того, как удостоверились в моей честности, успокоились. Поздно вечером в воскресенье три агента ЦРУ привезли меня домой. Один был за рулем моей машины, два других занесли меня в дом и положили на диван. Я был не совсем вменяем после препарата. Не говоря ни слова, они отдали жене ключи от машины. Что она могла подумать? Только то, что я нажрался с дружками. Скандал потом был страшный.
72-летний Торнтон Барнз работал инженером на спецпроектах Зоны 51
Барнз увлекался электроникой. В 17 лет за бесценок скупал сломанные телевизоры, чинил их и продавал в пять раз дороже. Будучи солдатом во время корейской войны, проявил поразительную способность к работе с радарами и ракетными комплексами, чем обратил на себя внимание ЦРУ. В 22 года его пригласили туда работать, а в 30 – допустили к ядерным секретам. – ЦРУ высматривало лучших в каждой сфере деятельности и собрало нас вместе для работы в Зоне 51. Наша группа спецпроектов была самой секретной со времен Манхэттенского проекта.
Что касается рассказов о вскрытии летающих тарелок в ангарах базы, Барнз утверждает, что это, конечно, миф, но не совсем: – Мы разбирали до винтиков образцы разными способами попавшей к военным иностранной военной техники, включая, например, советские МиГи. Они не очень похожи на летающую тарелку. Разговоры о подземных тоннелях также родились не на пустом месте. Барнз работал в программе по разработке ядерных ракет, которая называлась «Проект NERVA» и велась в подземных бункерах Зоны 51. – Три испытательных объекта были связаны между собой железной дорогой, но все основное сообщение проходило по тоннелям под землей.
77-летний Гарри Мартин заведовал поставками топлива для самолетов-шпионов
Для OXCART делалась особая топливная смесь, поскольку обычное топливо на высотах свыше 20 000 м закипало и взрывалось. Найденный «селекционерами» ЦРУ специалист по топливу Гарри Мартин подвергся интенсивным психологическим и физическим тестам. Поскольку OXCART сжигал горючее страшными темпами, ЦРУ держало сеть секретных заправок по всему миру. Мартин частенько наведывался на эти базы, где производил контроль качества топлива. Он рассказывал, как готовился вылететь из Зоны 51 в Гренландию: – Жена удивленно посмотрела на меня, одетого в арктические сапоги и огромное пальто с капюшоном, и поняла, что лучше не задавать вопросов на тему, куда это я собрался.
Опознать неопознанных
Главная легенда Зоны 51 в том, что Пентагон спрятал там захваченный инопланетный корабль. Как оказалось, этот миф разбить достаточно легко. Форма аппарата OXCART была беспрецедентной – с широким фюзеляжем, похожим на диск, который нес огромное количество топлива. Гражданские летчики, летевшие над Невадой, порой видели силуэт OXCART, двигавшегося со скоростью более 3000 км/ч. Титановый корпус лайнера отражал солнечные лучи так, что любой бы принял его за НЛО.
В общей сложности из Зоны 51 при полковнике Слэйтере было произведено 2850 тренировочных и испытательных полетов «невидимки».
- При большинстве вылетов мы получали сведения о том, что кто-то из гражданских «разглядел» НЛО. Пилоты сообщали об увиденном в управление гражданской авиации, но по прилете в Калифорнию их встречали агенты ФБР и заставляли давать подписку о неразглашении. Но молчали не все, отсюда и слухи. Каждый раз, когда кто-то засекал в небе НЛО, начинались беспокойства в Неваде и окружающих районах, что заставило американские ВВС запустить проект под названием «Голубая книга», в рамках которого каждая встреча с НЛО тщательно регистрировалась. Многие случаи «появления» НЛО приводили к боевым тревогам. Генералы считали, что это русские отправили самолет-невидимку в американское воздушное пространство, чтобы выведать секреты, а заодно вызвать обширную панику и страх перед вторжением пришельцев.
Сейчас архивы закрытой в 1969 году, спустя год после прекращения полетов OXCART, «Голубой книги», а это 74 000 страниц документов, рассекречены. Но ни в одном из них нет ни слова ни про высотный разведчик, ни про Зону 51. Все сведения о них вымараны.
Возможно, лет через 40 мы узнаем и о том, что испытывают в Зоне 51 сегодня. Если только документы снова не «потеряются».
*****
Эта машина умела летать на высоте 25 000 м, где ее не мог достать ни один истребитель. Шпион был оснащен самой совершенной в мире фотоаппаратурой, пробивавшей облачный покров и считывавшей даже номера автомобилей. Первый вылет U-2 состоялся 4 июля 1956 года. За несколько лет полетов сделаны тысячи снимков секретных объектов по всему миру. Триумфальные вылеты продолжались до 1 мая 1960 года, когда машина, управляемая Фрэнсисом Гэри Пауэрсом, пересекла воздушную границу СССР. Это был 24-й надсоветский пролет, но до такой наглости, чтобы потревожить супердержаву в день ее главного праздника американцы раньше не доходили. Руководство СССР не стерпело оскорбления, и шпиона сбили зенитноракетным комплексом С-75 в районе Свердловска. Катапультировавшегося Пауэрса арестовали и впоследствии выменяли у США на советского разведчика Рудольфа Абеля. Обломки самолета после тщательного исследования по приказу КГБ уничтожили, за исключением маленького фрагмента двигателя – единственного сегодня напоминания о некогда могучей машине. Больше U-2 над СССР не летали, хотя используют их американские ВВС до сих пор и планируют снять с вооружения лишь в 2011 году.
Весной 1962 года Луи Шалк, пилот-испытатель авиакорпорации «Локхид», взлетел над Невадской пустыней в самолете невиданной конструкции. Вытянутый и узкий фюзеляж, два огромных реактивных двигателя, острый длинный нос и сложенные назад крылья придавали лайнеру футуристический облик. Впрочем, революционным он был не только внешне. На скорости почти 4000 км/ч он был в состоянии преодолеть 5000 км без дозаправки и даже при критически малом количестве топлива мог лететь на высоте до 30 км. Эта машина, официально названная A-12 и получившая псевдоним OXCART, задумывалась как последователь U-2 и предназначалась для разведывательных и рекогносцировочных полетов над территорией СССР. Но к середине 1960-х такие задачи уже успешно решались спутниками, и ни один из 18 построенных А-12 так и не пересек советской границы. Зато они активно летали над Вьетнамом и Северной Кореей.
F-117, также известный как «ночной ястреб» (Nighthawk), стал первым в мире военным самолетомневидимкой, построенным по технологии «стелс». Работа над ним началась в 1978 году. Первый испытательный полет прошел в 1981-м, а еще через год увидел свет первый серийный экземпляр. За без малого 8 лет авиаконцерн «ЛокхидМартин» выпустил 59 таких машин. Впервые в боевых условиях F-117 задействовали в войне в Персидском заливе, где они великолепно себя зарекомендовали. В январе 1997 года вышла новая разновидность «ястреба» – F-117A. От предшественника он отличался усовершенствованной навигационной системой RNIP-Plus, которая использует лазерные гироскопы в сочетании со спутниковыми сигналами, что доводит точность наведения до миллиметров. Смысл самой технологии «стелс» заключается в применении специальных материалов, плохо отражающих электромагнитные волны, что сильно затрудняет, а то и вообще делает невозможным обнаружение объекта радаром.
2 июля 1947 года примерно в 120 км к северо-западу от города Розуэлла, штат Нью-Мексико, потерпел крушение некий объект. Фермер Уильям Брайзел, на чьем участке это произошло, 6 июля сообщил об инциденте властям. 8 июля начальство аэродрома армейской авиации Розуэлла объявило, что была обнаружена «летающая тарелка», о чем свидетельствовала даже передовица местной газеты! Но спустя несколько часов руководство ВВС США сообщило, что найденный объект являлся вовсе не НЛО, а метеозондом, после чего территорию оцепили, а все части «метеозонда» собрали и отправили в неизвестном направлении. В 1980-х годах вопрос о том, что же на самом деле произошло в пригороде Розуэлла, снова подняли конспирологи, уфологи и просто любопытствующие исследователи. Многие считают, что потерпевший крушение НЛО был подвергнут тщательному инженерному анализу в исследовательских ангарах Зоны 51 и даже почти полностью восстановлен.
Помимо самого «диска» в месте крушения агрегата, по не опровергнутым данным, обнаружены тела пилотов-инопланетян. И~хотя прямых свидетелей извлечения тел, готовых сегодня рассказать об этом, пока нет, информация о том, что на корабле прибыли пришельцы, просачивается с поразительной настойчивостью. Астронавт Эдгар Митчелл, вхожий в высшие эшелоны власти, рассказывал: «Нет никаких сомнений, события в Р озуэлле действительно имеют неземное происхождение… Я видел секретные документы, и лишь несколько инсайдеров знают правду… они изучают обнаруженные тела». Но правительственные круги до сих пор объясняют происшедшее в Р озуэлле то метеозондом, то испытанием секретного летательного аппарата, то неудавшимся экспериментом или даже ядерным испытанием. По-видимому, вопрос о том, что на самом деле разбилось на ферме Брайзела, еще долго не будет давать покоя пытливым умам.
Высадка американских астронавтов на Луне была скорее политическим, чем научным актом. Она не имела права закончиться неудачей. Провал миссии означал бы международный провал США. И, конечно, правительство США подстраховалось. По одной из версий, отраженной в фильме «Ангар-18», «лунный полигон», на котором в случае какого-либо форс-мажора можно было бы снять «высадку», соорудили как раз в Зоне 51. По другой – так называемый «Проект имитации «Аполлона», проходил вблизи городка Меркьюри, штат Невада. Там, в пещере под кодовым названием «Коперник» оборудовали гигантскую киностудию с «лунными» пейзажами, где, по словам американского исследователя Ральфа Рене, и снимались имитации полетов на Луну. В книге «Как NASA показало Америке Луну» (Nasa Mooned America!), которая недавно впервые увидела свет в русском переводе, Рене приводит множество доводов, не просто ставящих под серьезное сомнение полеты американцев к Луне, но и убедительно показывающих техническую невозможность таких экспедиций в принципе.
Примерно так выглядит Зона 51 с высоты полета спутника-шпиона. Сведения о том, что там где, собраны заинтересованной общественностью по крупицам: тот сказал, этот сболтнул, здесь проговорились, там слили информацию. Данные эти сведены и перепроверены, так что доверять им вполне можно. До определенной степени
Автор: Виктор Фридман, по материалам американских газет