О бедной Эмине замолвите слово…
Обнаружить в изъезженном и исхоженном туристами Крыму колоссальную пещеру с уникальным подземным миром – значит совершить открытие поистине мирового значения. Но куда трудней сохранить драгоценное убранство подземного дворца в целости и сохранности! С потрясающей интриги началась история этих пещер: 25 лет ученые-спелеологи Института минеральных ресурсов, обнаружившие огромную карстовую полость в недрах северного края нижнего плато горы Чатырдаг, хранили открытие втайне, не посвящая в нее даже своих близких.
Задолго до того как была открыта пещера, местные жители знали о существовании бездонного колодца Эмине-Баир-Хосар (Глубокий колодец Эмине). И только недавно выяснилось, что он открывает вход в удивительную пещеру – настоящий подземный мир!
В древности этому колодцу выпала честь стать участником драмы, достойной пера Вильяма Шекспира: дочь богатого купца Эмине, влюбившаяся в юношу из враждебного клана, узнав о смерти любимого, сбежала из дома и бросилась в колодец (баир). Туда же мстительный отец сбросил тело ее возлюбленного.
Работники музея уверяют, что дух несчастной Эмине до сих пор скитается по подземелью, надеясь отыскать во тьме душу своего жениха (призрак бедняжки Эмине мне даже удалось запечатлеть на пленку).
Не счесть жемчужин в каменных пещерах!
В благодарность за уважительное и трепетное отношение к своему детищу в 1987 году Чатырдаг преподнес ученым второй сюрприз: в 900 метрах от Эмине-Баир-Хосар обнаружился вход в другую пещеру изумительной красоты, получившую название Мраморная (сегодня она включена в пятерку красивейших пещер планеты).
Со свода Мраморной стекают каменные ручьи из блестящего, словно сотканного из лунного света, кварцита, тянутся вверх кружевные деревья-сталагмиты, ниспадают хрустальными балдахинами янтарные и молочно-белые сталактиты, распускаются гелектито-вые цветы и зреет «пещерный виноград», гроздья которого образованы кварцем и другими минералами…
В пещерах найдены уникальные «жемчужные озера»: в подземных водоемах благодаря определенному сочетанию температуры, давления и минерального состава воды образуются бесчисленные жемчужинки из кальцита. Процесс их возникновения напоминает рождение жемчуга в устричной раковине – только растянутый на тысячелетия. В течение веков вокруг песчинок на дне подземных озер образуются кальцитовые оболочки – редчайшее явление, которым могут похвастаться единицы из всех известных на земле пещер.
Полупрозрачный, сияющий алмазными бликами кварцит сталактитов и сталагмитов, скальных образований, за тысячелетия принявший причудливую неповторимую форму, – неодолимый соблазн для «черных спелеологов», безжалостно расхищающих украшения из оставленных без присмотра пещер. Поэтому нам с вами ужасно повезло, что местные жители не подозревали о двух скрывающихся в недрах Чатырдага огромных, сказочно красивых подземных дворцах. Иначе Эмине-Баир-Хосар и ее сестра Мраморная разделили бы участь Тысячеголовой (Бинбаш-коба) и Холодной (Суук-коба) пещер, полностью разграбленных крымчанами и пришлыми путешественниками еще в XIX веке.
Слона-то я и не приметил…
Как же удавалось духу Чатырдага уберечь Мраморную и Эмине от жадного внимания охотников за подземными сокровищами? Поистине загадка. Ведь еще в середине
XX века ученые, исследовавшие разграбленные подземелья Тысячеголовой и Холодной, а также окрестные колодцы и шахты, ведущие в глубь поры, пришли к однозначному, но ошибочному выводу: ожидать открытия новых пещер не приходится…
Ученые могли утверждать что угодно, но все окрестные чабаны отлично знали, что не стоит гонять отары на издавна пользующийся дурной славой склон, в котором, как разверстая пасть ушедшего под землю чудовища, зияет бездонный колодец, без счета поглощающий оступившихся овец, коз и прочую скотину.
Восьмиметровый провал в толще горы действительно не имел дна – ведь под ним лежала пещера! Позже спелеологи выяснили, что ее глубина – пятьдесят метров. Естественная ловушка действовала в течение тысячелетий: в пещере найдены идеально сохранившиеся останки животных палеозойской эпохи – мамонта, шерстистого носорога, пещерных льва и медведя, зубра и т. п., живших на этой земле полтора миллиона лет назад. Подземные галереи Эмине-Баир-Хосара в течение долгих веков служили усыпальницей для удивительных существ, ставших вечными пленниками Чатырдага. Накопленные подземными чертогами за миллионы лет эманации страха и смерти, испускаемые жертвами бездонного колодца, тоже не прошли бесследно – они придали облику пещеры зловещие черты. Именно там мне впервые в жизни стали понятны скандинавские легенды о гномах и троллях: казалось, что камни, окружающие меня в пещере, – живые, они затаились и лишь притворяются безжизненными.
Пещеры, в которых никто не бывал.
В конце XX столетия среди спелеологов стала весьма популярной идея, что Земля – это огромный живой организм, а пещеры – одушевленные существа, обладающие собственным разумом, чрезвычайно замедленными обменом веществ и нервными реакциями. Мраморная и Эмине-Баир-Хосар – наглядные доказательства этой теории. Пещеры, караулящие и поглощающие добычу, растящие жемчуг, создающие удивительных каменных «идолов», сказочных персонажей, королей и королев, запечатлевшие в камне даже лик своего Хранителя – Белого Спелеолога… Подумайте сами – разве это бездушные явления ? По-моему, нет ! Это одушевленные природные феномены, тайны которых нам еще предстоит разгадать!