Почему тысячи людей с энтузиазмом занимаются спелеологией? Ведь в пещерах бывает холодно и сыро, глинисто и твёрдо. Более того, спелеологи годами навещают одни и те же места. Неужели дело только в стремлении достичь спортивных успехов или в желании ощутить «чувство локтя»? Нет, подземное царство не исчерпывается вышесказанным, ведь все это можно найти и на поверхности.
Тут уместно совершить небольшое путешествие в минувшие эпохи, к вещам, не имеющим, казалось бы, никакого отношения к спелеологии.Если верить истории, в 570 году на Аравийском полуострове родился пророк Мухаммед, основатель ислама. В 610 году, будучи на горе Хира, он получил откровение от Аллаха. Примечательно, что в сей знаменательный момент пророк находился в пещере. Другой пример: согласно библейской легенде, Иисус Христос родился в загоне для скота, который опять-таки располагался в пещере. Очевидно, что две культуры, разобщенные в территориальном и временном плане, имеют в составе религиозных легенд пещеру как пространство тайного, сокровенного процесса. Поскольку же религия для любого народа есть не что иное, как сфера, определяющая фундаментальные основы менталитета, то понимание символики подземного царства способствует пониманию культуры в целом. Ислам и христианство не являются в данном случае исключением: тщательное рассмотрение различных конфессий приводит к выводу, что подобная символика, порой в завуалированной форме, присутствует практически в каждой из них. Таким образом, пещера, как знак, имеет вневременное и своего рода «внекультурное» значение, т. е. он лежит в основе мировоззрения человечества в числе символов, которые встречаются практически у каждого народа (как, например, круг или форма песочных часов).
Осмыслению этого символа в его глобальном плане более всего способствует, пожалуй, буддистская трактовка. Для культового зодчества в рамках этой конфессии характерны пещерные храмы, которые, по представлениям буддистов, визуализируют собой модель Вселенной и закона, по которому проходит ее цикличное развитие. С одной стороны, скала ассоциируется у верующих с Матерью-Землей, и в этом случае храм мыслится как лоно, чрево природы или женское начало в его глобальном осмыслении. С другой стороны, свет, проникающий внутрь, символизирует собой качественно иной, мужской аспект бытия. Таким образом, мы получаем в пространстве храма взаимодействие двух противоположностей, что объединяет два принципа, характерных для менталитета человечества в целом: мир двойственен и его цикличное развитие происходит благодаря возникновению отношения между двумя началами, составляющими эту двойственность. Кроме того, полумрак, царящий в храмах, указывает на сокровенность, сакральность этого процесса, ибо нет ничего более святого, чем зарождение новой жизни.
Такая трактовка символики подземного царства позволяет понять, почему в культурах разных народов оно выступает в качестве места, где происходят события, связанные с зарождением нового в прямом и переносном смыслах. Однако какое отношение к современной спелеологии имеют подобные выводы? Спелеологи вряд ли задумываются о символике буддистских храмов. Что же привлекает людей в этом царстве глины и мрака? Наверное, любой духовно развитый человек, побывавший в пещере, ответит на этот вопрос однозначно: красота. Она присутствует здесь везде, во всех проявлениях, от просторных залов, похожих на монументальные дворцы неведомых подземных королей до небольших уютных гротов. Все пространство заполнено причудливыми формами сталактитов и прочих пещерных образований, в которых при желании можно увидеть животных, людей и целые композиции, будто находишься в скульптурной мастерской и разглядываешь творения самого гениального мастера. Большое эстетическое наслаждение доставляет палитра: даже в небольших пещерах можно различить множество оттенков глины, а в больших подземных пространствах глаз радуют тончайшие переходы цвета. Увлажненная поверхность при этом переливается, даря незабываемую игру красок. Сильное впечатление оставляют и тончайшие флаги, представляющие собой слой кальцита. При правильном освещении создается впечатление, будто они излучают собственный мягкий и теплый свет.
Каждая из пещер обладает своими особенностями: где-то можно увидеть уникальные образования – кальцитовые цветы, которые несравнимы ни с какими ювелирными изделиями, созданными руками человека, в других главными украшениями являются подземные озера или белоснежные натечки... Везде есть свои прелести. Красота подземного пространства, кроме того, выражается в особой музыке, которая чаще всего не заметна жителям шумных городов. Но, ощутив ее раз, человек никогда не забудет этого удовольствия: отдаленные всплески воды, звук падающих капель, взмахи крыльев летучих мышей, немного печальные вздохи ветра, бродящего по длинным гулким коридорам – все это складывается в гармоничную мелодию, каждый раз неповторимую. Можно также упомянуть о пещерных ароматах – чаще всего это специфический запах мягкой глины, которым пропитано все. Картину ощущений завершают осязательные впечатления: это и влажные гладкие камни, покрытые ниспадающим в виде водопада слоем кальцита, и сухие шероховатые поверхности с причудливыми формами.
Все это, несомненно, доставляет удовольствие. Но, кроме того, в мерцающей, загадочной, зовущей за собой в полумрак красоте подземных гротов можно увидеть ту самую тайну, что манит читателя древних мифов и легенд. Пробираясь по длинным туннелям, испытываешь ощущение приближения к легендарному сказочному царству, скрытому глубоко под землей, чтобы взгляд непосвященного не мог осквернить его сакрального пространства. Отчасти так оно и есть: многих красот еще не видел глаз человека, во многие гроты еще не ступала его нога и, вполне вероятно, не ступит. Но для тех, кто ощутил их воздействие, пережитые впечатления вызывают изменения в сознании, наводят на мысли о бесконечности Вселенной и мелочности человеческого существования в сравнении с вечностью. Давно замечено, что, сталкиваясь с чем-либо необыкновенным, ирреальным, психика человека способна на кардинальные изменения. Пещерное пространство же с его ни на что не похожими красотами служит своего рода катализатором в этих реакциях, протекающих в глубине души. Каждый, кто задается вопросами о смысле жизни и законах Вселенной, возвращается из этой сокровищницы духа просветленным, исполненным высоких нравственных идей. Неоднократно замечено, что даже у людей, недалеких в плане духовного развития, в пространствах, подобных пещерному, совершенно внезапно для них и окружающих возникают мысли о мелочности нашего повседневного существования – так называемого быта, в котором высокая философская проблематика якобы за ненадобностью теряется. Более того, то щемящее чувство тоски по первозданной чистоте, на которое, если верить религиозным источникам, обрекает человека разрыв с абсолютным началом, обостряется здесь. Ведь многие из нас ощущали хоть раз в жизни эту опустошенность и странное ощущение, будто все идет как-то не так... Пещера же, с одной стороны, актуализирует эту потребность в насыщении духа, делает ее более явной, с другой – дает возможность утолить жажду сопричастности с божественным, которая терзает нас с самого рождения. С определенной долей условности можно сказать, что дело даже не в самом подземном пространстве, а в том, что оно очищено и защищено от «шелухи» - мимолетного, конечного – всего, что переполняет людской мир. Испытания духа чередуются здесь с испытаниями тела: после ощутимой физической нагрузки, когда человек волей-неволей сбрасывает с себя все маски, особое мужество требуется, чтобы оценить свою жизнь с точки зрения духовной составляющей. Такая оценка необходима, так как, только обретая себя, находя в себе честность для признания собственных ошибок, поднимаясь над суетой, человек может, наконец, обрести Вселенную и открыть частицу ее безграничности в самом себе. Пещера в этом плане является частичкой Космоса в его глобальном осмыслении, соответственно, она не имеет границ в плане гносеологии относительно сущности человека и мира. Другое дело, что далеко не каждый может оценить этот рог изобилия, многие люди, к сожалению, проходят мимо прекраснейших форм мира, наслаждение которыми, собственно, и выводит на совершенно иной уровень познания... Каждому свое: для кого-то это пространство становится местом спортивных тренировок, другие получают эстетическое удовольствие от созерцания его прелестей, а третьи находят в красотах неиссякаемый источник духовного роста и ответа на философские вопросы о смысле бытия.
Все снимки сделаны камерой Олимпус 570
Нас порой спрашивают, а не страшно ли в пещерах. Такой смешной вопрос!
Это не алмаз! Это пещерный лёд. Причём это прошлогодний снимок, а в этом году тут потеплело, все ледяные фигуры растаяли...
А так можно просушить носки над примусом.
А так мы ходили в пещеру с малышом. Дети чувствуют себя в калибрах гораздо лучше, чем неповоротливые взрослые!
Как такое может быть? Человек приклеился к потолку?.. Всё проще. С нами ходил йог. Он встал на голову, я сделал это снимок, а потом перевернул его...