Когда в человеке пробуждается космическое сознание, эго распадается на кусочки, происходит смерть отделенного сознания. Человек действительно переживает смерть старой и рождение новой личности. Он забывает о концепции «я» и «ты» и ощущает целостность вселенной и свое единство со веем сущим. Опыт и человек сливаются воедино, он – и тот, кто видит, и то, что он видит.
Это момент единого сознания, в котором на человека нисходит невыразимая благодать, космическое сознание. Человек получает ответы на все вопросы и живет в состоянии мира, покоя, счастья и отрешенности. Привязанность к материальным ценностям и отношениям пропадает, человек един со всем сущим. Это состояние называется «любящее отстранение».
Чтобы понять, что же такое самореализация, мы начнем с очень важной цитаты из «Катха упанишады»: «Живая душа – это хозяин (наездник), физическое тело – это его колесница, его интеллект – это возничий, разум – это поводья, удерживающие коней (чувства), а чувства (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние) – это пути, по которым идет душа ». Так говорят мудрецы.
Таким образом, душа – это жизненный опыт.
Физическое тело, интеллект, разум и чувства – всего лишь средства, которыми душа испытывает этот опыт. Следует понимать, что я (душа, «я») отличаюсь от тела, интеллекта, разума и чувств. Я един с вселенским «я», и осознание этого факта и ведет к самореализации.
Большинство людей чувствует, что мирские радости и мелкие достижения не дают им «покоя разума». Люди ощущают недостаток чего-то. Их сердце жаждет иного, неведомого, что принесет в ихдушу мир и покой, но люди не знают, как и где найти то, чего они не знают. Русский народ выразил эту мысль просто и ясно: «Пойди туда – не знаю куда; принеси то – не знаю что». Это неведомое и есть самореализация или космическое сознание.
Этот процесс может произойти лишь тогда, когда стираются грани между личным и вселенским сознанием, когда человек понимает, что в нём обитает Атман. Очень важно понимать, что душа родственна Богу, и познание души, или Атмана, приводит к интуитивному постижению Бога. Этот принцип совершенно отчетливо прослеживается в «Бхагавадгите» и в большинстве мировых религий. Слова на санскрите «Татва-аси» означают «Я есть то, что я есть». Душу можно постичь только через душу, других способов не существует. Человек живет и становится свидетелем собственной жизни своей души, которая и есть отражение Бога.
Говоря словами Олдоса Хаксли: «Атман, или вездесущее, вечное «я», едино с брахманом, абсолютным принципом существования. И окончательный конец любого человеческого существа – это открытие для себя того, что же он представляет собой на самом деле».
Светакету изучил все Веды в возрасте 24 лет. Отец спросил его: «Просил ли ты о знании, благодаря которому мы можем слышать неслышимое, видеть невидимое и знать то, чего знать невозможно?» - «Что же это за знание, отец?» - спросил Светакету. И отец ответил: «Зная один ком глины, мы постигаем всё, что сделано из глины. Разница только в названии. Но истина, мой сын, лежит в том, что глина и есть то знание, благодаря которому мы понимаем всё».
Философия Упанишад получила своё развитие и значительно обогатилась в «Бхагавадгите» и была окончательно систематизирована в книге Шанкара «Венечная драгоценность мудрости», написанной в IX веке н.э. Шанкар определил жизнь полностью счастливого человека, который прошел земную школу, освободился от цепей смерти и возрождения и достиг высшего уровня существования на психическом уровне в следующих принципах:
1) Осознание того, что брахман, недоступный шести человеческим слабостям (голоду, жажде, алчности, заблуждению, разложению и смерти), является центральной отправной точкой учения йоги. Его нельзя познать при помощи чувств, он непостижим разумом и интеллектом.
2) Истинное знание не может быть постигнуто, если человек не преодолеет пристрастия к земному.
3) Земные пристрастия, подобно стальной цепи, препятствуют достижению свободы. Только тот, кто может преодолеть свои пристрастия, получит освобождение.
4) Внешние пристрастия – это объект чувства, внутренние – это эгоизм и отдых. Эти элементы мешают человеку найти свой путь к Брахману, только бесстрастный способен преодолеть их
5) Пока человек привязан к своей смертной форме (физическому телу), он нечист от своих врагов (похоти, гнева, алчности, заблуждений, гордости и ревности). В этом ключ к страданиям, связанным с рождением, смертью и болезнью. Когда человек постигает чистый Атман, который есть благодать и который невозможно отнять у обретшего его, только тогда он становится свободен.
6) Тот же кто совершенно спокоен в своей мудрости, тот и тверд в мудрости своей. Тот, кто тверд в мудрости, чью благодать не тревожит мирское, кто забыл о материальной Вселенной, достиг состояния освобожденного при жизни (дживанмукта).
7) Углубленность в прошлое, отсутствие интереса к будущему и безразличие к настоящему – вот характеристики состояния дживанмукты.
8) Тот, кто постиг природу Атмана и кто насладился личной благодатью, не стремится ни к чему кроме молчания, отсутствия желаний, в чем и лежит ключ к абсолютному счастью.
9) Тот, кто освободился от тела и достиг совершенства, получил высшее наслаждение, недоступное мирскому человеку, отягощенному грузом прошлой кармы, порождающей желания. Он живет безмятежно т спокойно, как наблюдатель, свободный от желаний и изменений, как центр колеса.
10) Освобождение есть счастье, являющееся результатом исчезновения невежества из сердца
11) Аскет, свободный от желаний, всегда счастлив, всегда удовлетворен, поскольку он связан с чистым, всепроникающим Атманом и странствует в одиночку.
Достичь этого состояния можно разными способами, и выбор собственного пути полностью зависит от личных обстоятельств и различных факторов.
Просветление, космическое сознание и самореализация – это слова-синонимы, они несут в себе примерно одинаковое значение. Каждый из этих терминов говорит о познании Бога посредством интуитивного знания, вот почему многие авторы используют термины «космическое сознание», «самореализация», «просветление» и «постижение Бога» как синонимы.
Прежде чем двигаться дальше, нам нужно прояснить некоторые моменты. Во-первых, давайте поговорим о сходстве и различии жизненного опыта. Существуют несколько аспектов, которые кажутся аналогичными, - это ощущение благодати, исчезновение страха смерти и т.д. Однако есть и такие жизненные опыты, которые существенно различаются между собой по своей природе. Бывают различия в убеждениях и ориентации. Более того десять человек, смотрящих на одну и ту же картину, опишут её совершенно по разному, ни одно описание не совпадет с другим.
Еще одно распространенное заблуждение сводится к тому, что человек достигший самореализации, должен быть совершенным во всем. Несомненно, что перед ним откроются новые перспективы, индуисты называют это открытием третьего глаза. Но таким образом человек вступает на новую территорию и не сразу осваивается на ней. Человек обладающий космическим сознанием, может в некоторых обстоятельствах быть выше человека, осознающего только себя самого, однако и у него есть возможность к самосовершенствованию, в соответствии с открывшимися перед ним перспективами.