С наступлением лета обитатели Аляски впадают в панику, стараясь уехать из родных мест, отправить детей в гости к родственникам, живущим как можно дальше, и вывезти наиболее ценные вещи из поселков, находящихся поблизости от потухших вулканов долины Кэт-мэй. В начале лета люди тревожно смотрят на небо, с ужасом ожидая, что день вдруг превратится в ночь.
Страх поселился в сердцах людей 6 июня 1912 года и с той поры передается из поколения в поколение.
Дрожала земля, грохотали ее недра, и тонны пепла обрушивались на остров Кодиак. За один миг небо из радостно-голубого превратилось в сине-черное. Солнце померкло, скрытое быстро надвигающимся пепельным облаком. Трое суток из черной пропасти валил пепел, погребая все на земле. Появилось солнце только 9 июня, и взору предстала ужасающая картина: когда-то цветущая долина Кэтмэй и удаленный от нее на сто с лишним километров остров Кодиак были похоронены под слоем пепла толщиной два метра. Все живое было уничтожено или доживало последние минуты под смертоносным серым покрывалом.
Взрыв одного из вулканов долины Кэтмэй не уступает по силе падению Тунгусского метеорита. Отголоски взрыва в виде раскатистого эха и колебаний земной коры давали о себе знать во всем северном полушарии. В1912 году Аляска была еще мало населена, и удар пришелся не столько по людям, сколько по природе. Радостный, цветущий фай, где водился лосось, обитали бурые медведи и вили гнезда перелетные лебеди, стал безжизненной пустыней.